Доброго всем времени суток! С Вами снова Андрей Кульпанов. В прежних публикациях мы уже уделяли время характеристикам автомобильной смазки и необходимости контроля ее уровня в системах. Что такое вязкость моторного масла? Это еще один важнейший критерий, который необходимо учитывать при эксплуатации в летние и зимние месяцы.
Оглавление
Как классифицируют автомобильную смазку
Это важнейшее свойство, которое может изменяться в зависимости от температуры окружающего воздуха. Соответственно, это оказывает влияние и на температурный диапазон, в котором приходится работать двигателю внутреннего сгорания. Когда речь идет о низких температурах, то для запуска мотора и прокачивания насосом смазки по системе, смазка не должна обладать высокой вязкостью. В то же время, в жаркую погоду она должна обеспечивать создание смазочной пленки на трущихся частях и деталях.
Итак, основные индексы вязкости масел, находящиеся на слуху: 5W-30, 5W-40, 10W-40 и так далее. Мы писали о них ранее подробно. В то же время, что означает подобная градация на практике:
- зимние виды масел должны обладать небольшой вязкостью, чтобы дать быстрый пуск силовому агрегату в холодную погоду. При этом, они не дают надежную защиту при высокой температуре воздуха;
- летние разновидности не могут гарантировать запуск, в случае, когда столбик термометра падает ниже 0 °С. Зато их высокая вязкость дает хорошую смазку трущимся деталям;
- всесезонные в жару отличаются вязкостью летней смазки, а в морозы их вязкость на уровне зимних типов смазки. Они все больше вытесняют с рынка другие разновидности из-за своей универсальности и отсутствия необходимости замены дважды в год перед наступлением каждого сезона.
Учимся выбирать правильно — основные стандарты
Чтобы выбрать правильный индекс, необходимо учитывать требования конкретного производителя, которые распространяются на основные рабочие жидкости автомобиля. Благодаря различным добавкам заводы-изготовители изменяют свойства масел, делая их более универсальными для эксплуатации. Особенно важно придерживаться рекомендаций обладателям автомобилей, которые обладают изрядным пробегом.
Существует и специальная маркировка, которая применяется Обществом Автомобильных Инженеров (на английском языке эта аббревиатура выглядит как SAE). Данная организация разработала собственные стандарты, регулирующие показатели вязкости. На них и ориентируются сегодня. Не нужно считать ни в коем случае, что это расшифровка бренда производителя.
Итак, основные стандартные нормативы касаются таких показателей смазки, как:
- прокачиваемость, которая говорит о том, насколько быстро масло сможет поступать к трущимся деталям и какова вероятность выхода двигателя из строя из-за проворачивания вкладышей. Другими словами, речь идет об условиях поступления масла при холодном пуске;
- вязкость. Этот показатель замеряется по температуре в разных режимах эксплуатации. От него будет зависеть износ мотора и его экономичность;
- пусковые качества. Дают понятие о сопротивлении при запуске и скорости выхода на необходимое число оборотов. Устанавливаются отдельно при высоких либо при низких температурах окружающей среды.
Международные нормативы и характеристики
На сегодняшний день маркировка по SAE включает в себя 5 летних и 6 зимних разновидностей смазки для двигателя. Обозначение W означает, что они рассчитаны на зимние температуры, ведь W — это первая литера слова winter (зима). Чем более высоким является число перед буквой, тем большей вязкости будет жидкость. Если же чисел два, и одно стоит перед литерой, а другое после, значит, речь идет о всесезонной продукции.
Именно от этого показателя будет зависеть температурный диапазон, в котором масло обеспечит двигателю запуск без предварительного принудительного подогрева системы. А еще это говорит о том, насколько беспрепятственно оно сможет поступать к отдельным механизмам, и насколько легко оно будет качаться масляным насосом. Вязкость может меняться в сотни и даже тысячи раз при различных температурах. Вот почему сезонную смазку необходимо менять дважды в год. По этой же причине производители постепенно уходят от нее, добиваясь оптимального соотношения своей продукции благодаря введению в состав полимерных присадок.
Еще одна известная система классификации называется «по API», которую внедрил американский институт топлива в 1969 году. Основное подразделение и обозначение смазки у них следующее:
- литера S означает, что масло создано под бензиновый мотор;
- литера C по аналогии — для дизельных агрегатов.
Кроме того, эта организация выделила несколько классов масел, в том числе, и для турбированных или многоклапанных моторов. Такая продукция должна обладать повышенной защитой от износа деталей двигателя и их преждевременного окисления. Моторные масла также классифицируются по показателям энергосбережения.
В этой статье мы постарались донести до автолюбителей о том, насколько важным является показатель вязкости моторной смазки, и чем отличаются различные виды такой продукции. Надеемся, что Вам довелось ознакомиться с новой и полезной для себя информацией. Читайте следующие публикации сайта. Пока!
С уважением, автор блога Андрей Кульпанов