Приветствую читателей моего блога! Помните свои первые поездки за рулем автомобиля? Может рядом сидел отец, а может быть инструктор автошколы. Одна из самых больших сложностей, с которыми приходится столкнуться начинающему водителю — это переключение скоростей. Ведь в это время нужно еще не терять контакт с дорогой и окружающей обстановкой. Тронуть машину с места для многих становится трудно разрешаемой задачей. Как правильно переключать передачи на механике во время движения — это то, о чем я хочу поговорить с Вами на страницах сегодняшнего обзора.
Оглавление
О механике и автоматах
Несмотря на то, что автоматические коробки передач перестали быть диковинкой для наших сограждан, традиционная механика по-прежнему популярна и распространена. Чтобы не пришлось тратиться на новую коробку передач, важно понять основные правила и приемы плавного переключения скоростей.
Механика предназначена для плавного и равномерного распределения крутящего момента, которое вырабатывает двигатель. Ручная коробка, которую принято называть механической, обычно включает в себя от 4 до 6 различных передач, но чаще всего на современных автомобилях их 5. Это не считая задней скорости, которая еще называется реверсом. Именно сцепление является связующим элементом между двигателем и коробкой. В зацеплении с коленчатым валом, который постоянно вращается, находится первичный вал КПП. Именно сцепление позволяет без рывков разъединять эти узлы и соединять снова.
Скоростные диапазоны движения
Начнем по порядку. Самым первым правилом, которое Вы должны запомнить: при переходе на другую передачу обязательно сначала идет выжим сцепления. Педаль отпускается уже после того, как включена нужная скорость. Новичкам трудно бывает сориентироваться, и во время переключения они теряют контроль за транспортным средством.
Для того, чтобы вовремя менять передачи, сделать движение автомобиля более динамичным и экономичным, была разработана шкала так называемого скоростного диапазона. Итак существует следующая градация, которая подсказывает, когда и на какой скорости мы переводим рычаг КПП в следующее положение.
На фото приведены значения для наиболее интенсивного разгона. Для размеренного движения значения приведены ниже (это ориентировочные значения, конкретные цифры зависят от передаточного числа трансмиссии Вашего автомобиля):
- 1‑я передача, режим движения от 0 до 20 км/час;
- 2‑я, 20–40 км/час;
- 3‑я, 40–60 км/час;
- 4‑я, 60–80 км/час;
- 5‑я, свыше 80 км/час.
Однако указанные скоростные ограничения применимы к автомобилям без транспортируемых грузов и при движении на дорогах с обычным дорожным покрытием. Если Вы движетесь по бездорожью или автомобиль дополнительно нагружен, то переключать скорости нужно немного позднее, давая машине возможность хорошего разгона. Особенно это касается ситуаций, когда приходиться взбираться на крутой подъем.
Основные ошибки новичков — чего следует избегать
Есть и другие рекомендации, позволяющие понять, для чего предназначена та или иная передача в механической КПП. Первая необходима нам для того, чтобы машина тронулась с места, вторая для разгона, третья скорость для совершения обгонов. Четвертая и пятая используются соответственно для передвижений по городским дорогам и загородным автомагистралям.
У начинающих водителей встречаются одни и те же типичные ошибки. Они не могут понять на слух, что пришло время сменить передачу. Из-за этого мотор работает на чересчур высоких оборотах, автомобиль теряет скорость, утрачивается контроль за движением. Нередко новички не могут тронуться с места, из-за того, что слишком резко бросают педаль сцепления. Как следствие, машина дергается, глохнет. Это приводит к ускоренном износу некоторых узлов трансмиссии и сцепления. Начинающие нередко запаздывают с включением второй скорости. Они трогают автомобиль с места, а потом разгоняют его, вынуждая мотор надсадно реветь. В то же время, достаточно быстро можно перейти с 1‑й передачи на 2‑ю практически сразу после трогания.
Опытные инструкторы всегда учат новичков убирать ногу с педали сцепления сразу после того, как педаль отпускается. Во-первых, в этом случае сцепление быстрее изнашивается. Во-вторых, нога устает намного больше. В то же время, положение ноги на полу дает водителю дополнительную точку опоры и не так нагружает позвоночник. Начинающие зачастую грешат тем, что при смене режимов движения левая рука непроизвольно поворачивает руль, особенно, если находится в неправильной его части.
Как переключаться и слушать двигатель
Итак, как же правильно переключать передачи. Алгоритм выполнения сводится к следующим действиям. Важно лишь правильно понять и запомнить их последовательность:
- Резким движением ноги выжимаем до конца педаль сцепления. Газ при этом отпускаем.
- Быстро на плавно переводим рычаг нашей МКПП в необходимую позицию, обязательно через нейтральное положение.
- Плавно убираем ногу с педали сцепления, а газ наоборот прибавляем, чтобы компенсировать потерю скорости транспортным средством.
- Еще больше добавляем газ и увеличиваем скорость движения.
Важно уметь слушать свою коробку передач и обороты двигателя. На первых порах на помощь придет тахометр с его показаниями. Для бензиновых моторов нормальными являются обороты в районе 2000–3000 об/минуту. Если это значение больше, значит пришла пора включить следующую скорость. Для дизельных силовых агрегатов тот же показатель несколько ниже — порядка 1500–2500 оборотов. Со временем Вы приобретете навык определять этот момент на слух.
Чтобы научиться своевременно включать нужные скорости, друзья, требуется практика и еще раз практика. Надеюсь, что Вам также помогут приведенные здесь рекомендации бывалых автомобилистов. Читайте мой блог в ближайшие дни — будут публиковаться новые полезные и интересные материалы. На сегодня прощаюсь!
С уважением, автор блога Андрей Кульпанов
здравствуйте, подскажите, при переключении передач: отпускаем сцепление и нажимаем газ одновременно? или сначала до конца отпускаем сцепление и только после этого добавляем газ?
Добрый день! Если добавлять подачу топлива при не полностью включенном сцеплении, то тем самым мы увеличим трение между ведомым диском сцепления, кожухом сцепления и маховиком, что в конечном итоге уменьшит ресурс фрикционных накладом ведомого диска. Лучше нажимать на педаль подачи топлива после полного включения сцепления.
Какая ерунда…, машину нужно просто чувствовать! Вы, наверное, и на педали смотрите когда какую нажимать. Простите мужики, но я с 5 лет за рулем, папа меня теории не учил.
А че в автошколе не объяснили? ИЛИ ЕЩЕ ОДНА ОБЕЗЬЯНА С КУПЛЕНЫМИ ПРАВАМИ?
К сожалению — нет. Только крики и ругань…
а вот и представитель агрессивных петухов
При переключении на высшую передачу отпуская педаль сцепления лучше одновременно начинать нажимать на педаль газа. Обороты двигателя при переключении передачи с низшей на высшую падают примерно в 1,5 раза. Допустим если переключились на 3000оборотах двигателя, то обороты на высшей передаче должны быть около 1500. Но при переключении ногу с педали газа убираем. соответственно обороты двигателя будут около 900. При отпускании педали это ведет к износу дисков сцепления (произойдет торможение двигателем) и к повышенному расходу топлива (необходимо компенсировать потерю скорости при торможении).
описано верно но — первым делом это катать катать и катать желательно с опытным водителем и лучше всего по автодрому или по грунтовке с подьемами и спусками что бы рука постоянно была на “кочерге” выжим сцепления не резкий!!! спокойно плавный с одновременным сбросом газа причём газ должен сбрасываться на мгновение быстрее .… а при опыте со временем вы научитесь выключать скорость не выжимая сцепление а еще опытнее и ставить скорость не трогая сцепление ))) я на спор проехал весь город 90 км — без выкл сцепления только для остановки и трогания с места использовал сцепление ( авто кашкай 1.6 мкп) — выиграл ящик пива )))) вместе и уговорили пивасик опытный водитель вообще не смотрит на правую руку )))) она сама работает отдельно от мозгов не мешая голове и другим частям тела делать свою работу )))) только накат и хороший инструктор вас научит работать кочергой и никакая писанина и видео не смогут сделать это лучше и быстрее))) удачи
Какая ерунда…, машину нужно просто чувствовать! Вы, наверное, и на педали смотрите когда какую нажимать. Простите мужики, но я с 5 лет за рулем, папа меня теории не учил.
При переключении на высшую передачу отпуская педаль сцепления лучше одновременно начинать нажимать на педаль газа. Обороты двигателя при переключении передачи с низшей на высшую падают примерно в 1,5 раза. Допустим если переключились на 3000оборотах двигателя, то обороты на высшей передаче должны быть около 1500. Но при переключении ногу с педали газа убираем. соответственно обороты двигателя будут около 900. При отпускании педали это ведет к износу дисков сцепления (произойдет торможение двигателем) и к повышенному расходу топлива (необходимо компенсировать потерю скорости при торможении).