Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня я подготовил очередной материал для людей, неравнодушных к автомобилям. Я неоднократно посвящал свои публикации автомобильным шинам и дискам, в них Вы найдете ответы на вечные вопросы: что лучше шипы или липучка, а также так ли хороши низкопрофильные шины. Настало время поговорить о запасных колесах, а конкретно, о том, что такое докатка?

   Немного истории

Если вспомнить, первые автомобили, которые появились более 100 лет назад, то большинство из Вас сильно удивиться, узнав, что они не имели запасного колеса. Но как только автомобили пошли в массы, а это было в начале 20 века, то все встает на свои места и по фотографии говорят о наличие запаски.

Дальше — больше. Дороги начала прошлого века в лучшем случае представляли собой булыжные мостовые, а в худшем и вовсе были грунтовые. При всем этом автомобилям на дорогах приходилось уживаться с другим популярным транспортом того времени – лошадьми. Подковы, которым были закреплены гвоздями, имеющими свойство вылетать. Получается, что дороги были усыпаны гвоздями, а автовладельцы постоянно сталкивались с проколами. Поэтому многие автопроизводители принимали решение об укомплектовании автомобиля двумя запасными колесами, которые симметрично расположились на передних крыльях транспортных средств начала прошлого века.

Как Вы видите в начале прошлого века, прослеживалась тенденция по увеличению количества резервных колес. Сейчас же все наоборот, все меньше автомобилей оснащаются даже одним полноразмерным, то есть аналогичным остальным четырем, колесом.

В большинстве случает авто комплектуются докаткой, а есть машины вообще без запаски, оснащенные шинами конструкции Run­Flat, они обладают жесткой боковиной и позволяют проехать несколько километров и даже десятков километров, до ближайшей станции технического обслуживания.

Докатка, как её называют в обиходе, или компактное запасное колесо, как технически более корректный термин – это запасное колесо, не предназначенное для повседневной эксплуатации, а необходимое для продолжения движения автомобиля до ближайшей шиномонтажной мастерской или СТО.

   Меры предосторожности при использовании докатки

Сразу хочу сказать, что автомобиль комплектуется докаткой того же наружного диаметра, что и остальные его колеса или примерно того же, с небольшим отклонением не более 10%, в меньшую сторону. Поэтому, как пишут в различных источниках, что если докатка сильно отличается от размеров колес в меньшую стороны, то возможна некорректная работа систем активной безопасности (антиблокировочной, противобуксовочной, трекшн-контроля). Такой большой разницы в размерах быть не должно, это значит, что водители использовали «запаски» не от своего транспортного средства. Сильно отличаться может посадочный диаметр шины, но ни как наружный диаметр колеса в сборе.

Так как докатка это не полноразмерное колесо, а компактное, можно сказать «неполноценное», то существуют некоторые тонкости его использования, которые в виде пиктограмм или открытым текстом изложены на диске:

  • Ограничение максимальной скорости, на большинстве таких колес указан лимит в 80км/ч или 50 миль/ч, что практически одно и тоже. Это ограничение обусловлено в первую очередь не хлипкостью конструкции докатки, а отличающимся от привычного поведением автомобиля, с запаской данного типа, на дороге.
  • Опасность резкого маневрирования, так как рисунок протектора и площадь пятна контакта шины с дорогой у докатки будет отлична от остальных колес. При резком торможении, ускорении повороте руля может возникнуть занос, при преодолении лужи из-за разности рисунков протектора эффект аквапланирования может проявиться по-разному и т.д.

Теперь отвечу на два основных вопроса: какое давление должно быть в докатке и сколько километров можно на ней проехать?

  1. Если говорить о необходимом давлении, то у большинства моделей необходимо накачивать до давления в 4,2 атмосферы, но лучше смотреть обозначение на самом колесе, оно может незначительно отличаться от указанного значения.
  2. Что же касаемо пробега, то дальность поездки на компактном запасном колесе желательно свести к минимуму. Если же водитель любитель «острых ощущений», то я могу сказать следующее: ресурс компактной запаски – это 2000–6000 км. пробега, в отличии от 45000 для шин рассчитанных на постоянное использование.
    Поэтому число теоретически на докатке можно проехать несколько тысяч километров, только нужно ли?

   На какую ось лучше ставить

Понятно, что запаску мы ставим на место вышедшего из строя колеса, но мы же можем поменять колеса местами и поставить её на любое место.

О том куда лучше поставить докатку для максимальной безопасности дальнейшей поездки, читайте ниже:

  • Переднеприводный авто – здесь вердикт однозначен, так как ведущая ось — передняя, большая часть тормозной силы также передается на неё, то для Вашей безопасности докатку необходимо ставить обязательно на заднюю ось, чтобы минимизировать потерю устойчивости.
  • На полноприводном автомобиле, аналогично переднеприводному, докатку лучше ставить на заднюю ось, так как большинство авто с колесной формулой 4х4 имеют подключаемый полный привод, а в большинстве случаев они такие же переднеприводные автомобили. И даже на «честном» постоянном полном приводе расклад сил не меняется, так как шины разной ширины на передней оси, а именно на передней оси реализуется наибольшая тормозная сила, могут стать источником возникновения заноса при торможении.
  • С установкой докатки на авто с задней ведущей осью не все так однозначно. При установке на заднюю ось, мы получаем возможность возникновения заноса при разгоне, а на переднюю ось – при торможении.

   Достоинства и недостатки по сравнению с полноразмерной запаской

   Плюсы

Собственно говоря, из положительных моментов наличия компактного запасного колеса, вместо полноразмерного у водителя остается только увеличение размеров багажного отсека, так как меньшая ширина докатки позволяет сделать пол багажника ниже. Особенно это актуально для небольших кроссоверов, которые имеют компактные размеры, в том числе компактные размеры багажного отделения, а их диски обуты в шины шириной 225 или 235 мм, и полноразмерные «запаски» съели бы достаточно большую часть багажника.

Для производителей авто, наличие докатки – это повод сэкономить, так как компактное колесо имеет меньшие размеры и меньший ресурс, а это неумолимо приводит к снижению себестоимости авто.

   Минусы

Минусов несколько больше и о многих из них в этой статье я писал ранее:

  • Ограничение скорости в 80 км/ч, то есть о дальнейшей полноценной поездке речи быть не может. Представим следующую ситуацию: лето, отпуск. Семья на автомобиле едет на море, и тут непредвиденная ситуация – прокол…При наличии полноразмерного запасного колеса, водитель за 10–15 минут произведет замену и продолжит дальнейшее движение без каких-либо ограничений, а проколотое колесо отремонтирует в свободное время по приезду в пункт назначения.
    А вот при наличии докатки, водитель потратит 10–15 минут на её установку, может даже больше, если произошел прокол переднего колеса, в место которого ставить докатку мероприятие весьма спорное. Далее водитель направляется со скоростью менее 80 км/ч (если авто загружен под завязку, то еще меньше) до ближайшей шиномонтажной мастерской и хорошо если там не будет очереди. Ну, в общем, Вы поняли, что потери времени не соизмеримы.
  • При движении с применением докатки у автомобиля снижается устойчивость, управляемость, несколько увеличивается тормозной путь, то есть двигаться необходимо с особой осторожностью.
  • Небольшой ресурс самого колеса (2000–6000 км. пробега).

Подводя итог, скажу, что преимуществ и полноразмерной запаски гораздо больше, чем у докатки, но если посмотреть с другой стороны, то многие водителям за весь срок эксплуатации автомобиля вообще не приходиться пользоваться «запаской». Поэтому тип запасного колеса ни в коем случае не должен становиться определяющими при выборе автомобиля.

До скорых встреч, увидимся на страницах новых публикаций!

Просмотры:35
нет комментариев
Оставить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован.